To display this page you need a browser with JavaScript support. Русская эпическая поэзия - былины, баллады, исторические песни. Предисловие из сборника "Гой еси вы, добры молодцы" ::: РЕСУРС "СЛАВЯНСКИЙ ВОПРОС"

Ресурс "Славянский вопрос"
::: на главную ::: в библиотеку :::

 


Русская эпическая поэзия. Баллады и исторические песни

Предисловие из сборника "Гой еси вы, добры молодцы" (М., 1979)

«Илиада», «Одиссея» Древней Греции, «Махабхарата», «Ремаяна» Древней Индии, «Песнь о Роланде», «Песнь о Сиде» средневековой Европы, скандинавские саги, якутские олонхо... Именно в этом ряду величайших памятников народного эпоса стоят русские былины. А рядом с именами Прометея, Геракла и других эпических героев, которых A. М. Горький очень точно назвал «гигантскими обобщениями жизненного опыта народа», мы называем имена русских богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, Микулы Селя-ниновича, Святогора. В героическом эпосе, в монументальных образах русских богатырей с наибольшей силой нашли художественное воплощение народные представления об идеальном герое и героизме, о верности Родине, жертвенной любви к родной земле. Как подчеркивал известный исследователь русского фольклора B. Я. Пропп: «Наиболее важным, решающим признаком эпоса является героический характер его содержания. Эпос показывает, кого народ считает героем и за какие заслуги... В разные исторические эпохи содержание борьбы было различно. Но есть одно, что объединяет характер борьбы на всех ступенях развития эпоса: борьба ведется не за узкие, мелкие цели, не за личную судьбу, не за частное благополучие героя, а за самые высокие идеалы народа в данную эпоху».

Русские былины отличаются большим жанровым и тематическим разнообразием. Наряду с героическими былинами есть замечательные былины-сказки (классический пример — «Михайло Потык»), социально-бытовые былины-баллады, остросюжетные былины-новеллы, сатирические былины-скоморошины и всякого рода «погудки», «небылицы в лицах». К эпической поэзии относятся и так называемые духовные стихи — об Анике-воине и Смерти, Егории-храбром, братьях бедном и богатом Лазарях, авторами которых были древние странники — калики-перехожие, нередко встречающиеся и в былинах в качестве действующих лиц: калики исцеляют Илью Муромца, есть былина о Калике-богатыре, большой популярностью пользовалась былина «Сорок калик со каликою».

Помимо былин, в разделе представлены народная баллада «Авдотья Рязаночка», древнейшая историческая песня «Щелкан Дудентьевич» и исторические песни о Степане Разине.

В 1977 году вновь переиздан знаменитый «Сборник Кирши Данилова» (в серии «Литературные памятники»), а в 1949—1951 годах было переиздано столь же знаменитое собрание «Онежских былин» А. Ф. Гильфердинга. Среди массовых изданий наиболее полное по составу: двухтомник «Былины» (М., 1958). Тексты баллад собраны в сборнике, подготовленном Д. М. Балашовым «Народные баллады» (Большая серия «Библиотеки поэта». М.,—., 1963). Исторические песни представлены в четырех специальных изданиях: «Исторические песни XIII—XVI веков (М.—., 1960), «И сторические песни XVII века (М.—., 1966), «Исторические песни XVIII века» (Л., 1971), «Исторические песни XIX века» (Л., 1973).

К началу страницы



Hosted by uCoz