To display this page you need a browser with JavaScript support. Русская обрядовая поэзия ::: РЕСУРС "СЛАВЯНСКИЙ ВОПРОС"

Ресурс "Славянский вопрос"
::: на главную ::: в библиотеку :::

 


ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

СВАДЬБА

КАЛЕНДАРНЫЕ ПРАЗДНИКИ

ПРИЧИТАНИЯ

Приводится по сборнику «“Гой еси вы, добры молодцы”. Русское народно-поэтическое творчество». М., 1979

Все фольклорные произведения можно разделить на две части: обрядовые и необрядовые. В последней окажутся былины, сказки, пословицы, поговорки, загадки, значительная часть песен, а в обрядовой — все остальные жанры и формы фольклора, исполнение и содержание которых самым непосредственным образом связаны с каким-либо народным обрядом. Таковы, например, «родильные» песни, исполнявшиеся при рождении ребенка, или же заговоры, заклинания, которые тоже являются своеобразным обрядом.

А самая классическая и совершенная форма обрядовой поэзии — русская свадьба: своеобразная народная драма, где у каждого из «действующих лиц» — невесты, жениха, свахи, свата, дружек, родителей — свои «роли», создававшиеся народом веками. Огромной художественной силой обладает и другой народный обряд похорон, так же состоявший из целого цикла причитаний, плачей. Сохранившиеся плачи Ирины Федосовой и другие их образцы относятся к высшим достижениям народной поэзии.

Обрядовая поэзия — это и целый цикл песен, связанных с так называемыми календарными народными праздниками. Таковы колядки, сопровождавшие новогодние святочные гуляния (они описаны в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством»), подблюдные песни, песни семицкие, веснянки. И даже знаменитая песня «А мы просо сеяли...» тоже из обрядовых, только хороводных.

Свадебный обряд в каждом районе России имеет свои особенности. Поэтому приведенные ниже тексты лишь в самой общей форме передают содержание и последовательность песен и причитаний русской свадьбы.

Образцы песен русского свадебного обряда представлены почти во всех фольклорных сборниках. Существуют и отдельные издания, воспроизводящие весь цикл свадебного обряда. Это сборник Д. М. Балашова и Ю. Н. Красовской «Свадебный обряд Терского берега Белого моря» (М., 1967) и сборник «Лирика русской свадьбы», изданный в серии «Литературные памятники» (Л., 1973). Причитания, как свадебные, так и похоронные, наиболее полно представлены в уникальном собрании Е. В. Барсова «Причитания Северного края», вышедшем в трех частях в 1872—1886 годах. А в 1960 году издан сборник «Причитания» (Большая серия «Библиотек» поэта»), О народной календарной поэзия можно получить представление по сборнику «Поэзия крестьянских праздников» (Большая серия «Биолиотеки поэта». Л., 1970).

Песенный фольклор, включая и причитания, представлен в настоящем издании. текстами из сборников: «Русские народные песни, собранные П. В. Шеином (1870), «Причитания» (Большая серия «Библиотеки поэта», подг. К. В. Чистов (1960), «Народные лирические песни (Большая серия «Библиотеки поэта» подг. В. Я. Пропп, 1961), «Русская свадьба» (серия «Литературные памятники» подг. Н. П. Колпакова, 1973).

 

К началу страницы

Hosted by uCoz