To display this page you need a browser with JavaScript support. Оружейная палата Кремля. Зал I ::: РЕСУРС "СЛАВЯНСКИЙ ВОПРОС"

Ресурс "Славянский вопрос"
::: на главную ::: в библиотеку :::

 


Н.В. Гордеев.
Оружейная палата Кремля. Зал I.
Приводится по книге «По Кремлю". М., 1960.

Страница 1 из 3

ВВЕДЕНИЕ

Недалеко от Боровицких ворот, на месте бывших Житного и Конюшенного дворов, расположено здание Государственной Оружейной палаты. Оно построено по проекту архитектора К. А. Тона в 1851 г., почти одновременно с Большим Кремлевским дворцом.

Оружейная палата Московского Кремля является старейшим музеем нашей страны, сокровищницей уникальных памятников материальной культуры.

Лучшие произведения прикладного и декоративного искусства, начиная с XII в., представленные в Оружейной палате, имеют огромную историческую и художественную ценность. Они тесно связаны с историей создания и развития русского многонационального государства, с историей русской художественной культуры. Эти ценнейшие памятники истории рассказывают нам о далеком прошлом нашей Родины, о героической борьбе русского народа за свою национальную независимость. Каждая вещь экспозиции убедительно свидетельствует о высокой одаренности и художественном таланте народных мастеров, в совершенстве владевших многими техническими приемами обработки и украшения изделий из драгоценных металлов, о национальном своеобразии Русского искусства, постоянно обогащаемого лучшими традициями народного творчества.

Возникновение Оружейной палаты как сокровищниц московских великих князей относится к XIV в. В «духовных грамотах» великих князей неоднократно упоминаются разно образные драгоценные вещи — иконы, оружие, воинские доспехи и др., составлявшие основу княжеской казны. С течением времени многие из этих вещей становились символами политической власти, использовались при оформлении торжественных церемоний — обрядов венчания на царство, посольских встреч и торжественных выходов.

Из года в год казна великих князей пополнялась все новыми и новыми сокровищами. В XV в., при великом князе Иване III, она разрослась настолько, что в 1484—1485 гг. для нее было построено специальное каменное здание под названием Казенный двор. Помещалось оно между Архангельским и Благовещенским соборами. В новое здание были перенесены все ценности великокняжеской казны, ранее хранившиеся в подвалах кремлевских церквей и соборов.

Княжеская казна, имевшая вначале характер личной собственности, в период образования централизованного Русского государства начинает приобретать черты государственного хранилища. Из ряда документов известно, что уже в 1511 г., при сыне Ивана III Василии III утверждается высокая должность оружейничего. В обязанность его входило не только хранить великокняжеское парадное и охотничье оружие, но и наблюдать за его изготовлением и поставкой для двора.

В первый период своего развития Оружейная палата была одновременно и хранилищем, и производственной мастерской, в которой изготовлялось боевое холодное и огнестрельное оружие и различного рода оборонительные доспехи для воинов.

В начале XVI в. наряду с Оружейной палатой существовал Конюшенный приказ, который ведал царской конюшней, парадным конским убранством, а также поставлял лошадей для войска и для нужд царского двора — парадных царских выездов и посольских встреч.

О сокровищах царской казны два раза упоминается в летописи под 1547 г.: при описании церемонии венчания на царство Ивана IV и в рассказе о большом московском пожар» причинившем огромные бедствия Кремлю и кремлевским со' кровищам: «...И загореся... казенный двор с царскою казною казна великого князя погоре, и оружничая палата вся погоре с воиньскым оружием и постельная палата с казною... и конюшня царская»... Здесь впервые в летописи Оружейная палата была упомянута как хранилище царской казны.

Богатством отличалась царская казна времен Ивана IV Об этом говорит хотя бы такой факт: чтобы спасти ценности от крымского хана Девлет Гирея в 1572 г., в Новгород было отправлено два обоза, состоящих из четырехсот пятидесяти саней.

К концу XVI в. относится создание Мастерской Царской и Царицыной палат, которые ведали хранением и изготовлением одежд и постельного убранства для царского семейства. Здесь работали искусные золотошвеи и белошвеи, создавшие превосходные вещи. Впоследствии эти мастерские стали своеобразной художественной школой, воспитавшей целое поколение первоклассных мастеров шитья.

В XVI в. в кремлевских мастерских работали высококвалифицированные мастера различных специальностей. Они создавали для царского двора вещи, поражающие тщательностью отделки, красотой и тонкостью художественного вкуса. Таковы, например, оклад на икону Николая Чудотворца с четким чеканным растительным орнаментом, золотые кадило царицы Ирины Годуновой и блюдо царицы Марии Темрюковны, украшенные черневыми изображениями, и многие другие.

В начале XVII в. создается Серебряный приказ, из которого впоследствии выделяется Приказ золотого дела, ведающий изготовлением самых ценных предметов для царского и патриаршего дворов.

В XVII в. особого совершенства достигла отделка стволов и прикладов ружей искусной насечкой по золоту и серебру» инкрустацией перламутром, костью, деревом, металлом.

Участник польской интервенции 1610—1612 гг. Маскевич так отзывался о мастерах Оружейной палаты: «Все русские ремесленники превосходны, очень искусны и так смышлены, все, чего сроду не видывали... с первого взгляда поймут и работают столь хорошо, как будто с малолетства привыкли, в особенности турецкие вещи: чепраки, седла, сабли с золотой насечкой...»

С развитием Русского государства, с ростом его международных политических и экономических связей богатства Оружейной палаты увеличивались. Здесь хранились не только ценности, которые выполнялись в ее мастерских, но и богатые военные трофеи, многочисленные подарки, привозимые иноземными послами, первоклассные вещи из имущества «опальных» бояр.

В основном Оружейная палата пополнялась изделиями отечественных мастеров и в XVII в. стала центром русского художественного ремесла, наивысший расцвет которого относится ко второй половине XVII в. Здесь работали лучшие мастера и художники: оружейники — Никита Давыдов, Вяткины и др., ювелиры, серебряники и эмальеры Гаврила Овдокимов, Иван Попов, Данила Осипов, Терентьев и Васильев, иконописцы — Федор Зубов, Симон Ушаков и др. Они приходили сюда из древних русских городов Владимира, Суздаля, Костромы, Ростова Великого, Новгорода, приносили с собой народное понимание красоты, многовековой опыт и традиции.

В тесном содружестве с русскими мастерами работали немцы, поляки, чехи. В Оружейной палате Кремля, в этой академии русских художеств, рождался новый, московский стиль, впоследствии занявший ведущее место в русском искусстве.

Во второй половине XVII в. во главе кремлевских мастерских стоял очень образованный человек своего времени и тонкий ценитель искусства боярин Б. М. Хитрово. Он во многом способствовал расцвету мастерских Оружейной палаты.

В конце XVII в. деятельность кремлевских мастерских Увядает, а в начале XVIII в., после перевода мастеров в новую столицу — Петербург (на Оружейный двор), совсем прекращается. В этот период Царицына мастерская, Конюшенная казна и Казенный приказ были объединены, и Оружейная палата превратилась таким образом в ведомственное хранилище редких вещей.

Специального здания Оружейная палата не имела, поэтому ценные вещи портились и уничтожались пожарами. Очень большой ущерб принес им Троицкий пожар 1737 г.

В начале XIX в. Оружейная палата была преобразована в дворцовый императорский музей, для которого в 1806—1812 гг по проекту архитектора И. В. Еготова было построено специальное здание против Арсенала и Сената.

Во время Отечественной войны 1832 г. ценности Оружейной палаты были перевезены в Нижний Новгород, а после возвращения их в Москву в 1813 г. размещены в старом здании.

В 1851 г. сокровища Оружейной палаты были перенесены в новое здание, где хранятся и сейчас. Фасад здания богато украшен белокаменными резными колоннами и оконными наличниками в стиле русской архитектуры XVII в. Внутри имеется два этажа. Из парадного вестибюля беломраморная лестница с позолоченными перилами ведет на второй этаж. Здесь анфиладой расположены высокие двусветные залы, перекрытые крестовыми сводами, опирающимися на центральные столбы. Стены украшены великолепными мраморными барельефами русских князей и царей. Эти барельефы выполнены известным скульптором Ф. И. Шубиным в XVIII в. Экспозиция Оружейной палаты до Великой Октябрьской социалистической революции носила сугубо классовый характер и преследовала одну цель — прославление самодержавия. Поэтому научно-художественное значение кремлевских сокровищ, одаренность их создателей замалчивались. После революции Оружейная палата стала достоянием всего советского народа. В результате национализации памятников истории культуры сюда поступили великолепные произведения искусства, которые долгое время находились в частных руках, монастырях и храмах. Оружейная палата превратилась в сокровищницу мирового значения.

С 1955 по 1959 г. Оружейную палату посетило более 3 миллионов человек. Здесь побывали многочисленные советские граждане, приехавшие в Москву из самых отдаленных уголков Советского Союза, а также гости из зарубежных стран. В книге впечатлений они оставляют волнующие записи, в которых восхищаются замечательным талантом народных умельцев, создавших прекрасные произведения искусства. В годы Советской власти была начата большая работа по изучению коллекций музея, их научной систематизации и реставрации. Помня слова В. И. Ленина о том, что «только точным знанием культуры, созданной всем развитием человечества, только переработкой ее можно строить пролетарскую культуру...», советские люди бережно сохраняют и глубоко изучают замечательные коллекции Оружейной палаты.

ЗАЛ I

В Оружейном зале представлены редкие коллекции древнего оружия и брони работы русских и иностранных мастеров ХШXVIII вв.

Многие предметы, выставленные здесь, выполнены прославленными русскими оружейниками — Никитой Давыдовым, Димитрием Коноваловым, Григорием Вяткиным, Андроном Дементьевым, Иваном Лялиным, Иваном Пушкиным, Иваном Пермяковым, Константином Аввакумовым, Петром Лебедевым и др. Эти мастера, вышедшие из народа, следовали традициям народного искусства, украшали свои произведения русскими узорами и орнаментами.

В XVII в. мастера-оружейники разделялись по специальностям. Кузнецы-ствольники вырабатывали стволы ружей, многие из которых были отделаны богатой чеканкой, покрыты золотом и серебром. Замочные мастера делали для ружей и пистолетов легкие, прочные и удобные замки, украшали их причудливыми узорами, выпиливали курки в виде различных чудовищ. Станочные мастера вырабатывали ложа для ружей, богато украшая приклад и цевье великолепной инкрустацией из перламутра, цветного дерева и слоновой кости. Мастера холодного оружия изготовляли копья, рогатины, топоры, мечи и сабли. Доспешные мастера ковали броню, щиты, зерцала, шлемы и другие виды оборонительного вооружения. Поверхность доспехов украшалась чеканкой, травлением, резьбой, серебрением, золочением и надписями.

Некоторые мастера владели одновременно несколькими специальностями. Например, Никита Давыдов, уроженец древнего города Мурома, упоминается иногда как бронник и оружейник.

Оружие и броня, собранные в замечательной коллекции Оружейной палаты, дают возможность лучше изучить военную историю русского народа и вооружение русских воинов вплоть до организации регулярной армии XVIII в. Войско Русского государства являлось носителем передового военного опыта того времени. По своему классовому составу и организации оно не было единым, а состояло в основном из двух частей — княжеских и боярских дружин и народного ополчения.

Вооружение русских воинов соответствовало определенному уровню развития техники и военного искусства. В то время исход боя решала только рукопашная схватка. Поэтому и было распространено главным образом ударное, рубящее и колющее оружие — мечи, сабли, топоры, копья, рогатины и т. п. Из защитного вооружения применялись металлические доспехи, шлемы, кольчуги, панцири и в большом количестве щиты.

С развитием ремесленного производства вооружение русских воинов совершенствуется и становится более разнообразным. Воину разрешалось надевать тот доспех, который он считал лучшим и более удобным для себя.

Как уже указывалось, наряду с великокняжеским войском в Московском княжестве существовало народное ополчение, которое состояло в основном из горожан, ремесленников, купцов. В это ополчение входили также жители близлежащих сел и деревень.

В связи с ростом Русского государства увеличивалась и численность войска, улучшалась его техническая оснащенность. Согласно летописи, огнестрельное оружие, в частности пушки, было применено при обороне Москвы в 1382 г., а к концу следующего века артиллерия становится уже неотъемлемой составной частью русского войска.

Объединение русских земель в единое государство и укрепление централизованной власти способствовали дальнейшему развитию вооруженных сил, так как объединение феодальных княжеств и борьба с внешней опасностью могли быть успешно осуществлены лишь при наличии достаточно мощного и хорошо оснащенного войска.

Русское военное искусство развивалось своим собственным путем, используя многовековой военный опыт русской армии и опыт армий других стран мира.

Крестьянство, городское ополчение играло в истории образования русского войска большую роль, чем на Западе. В отличие от западной пехоты русская пехота состояла в основном из крестьян и горожан и могла вести самостоятельные военные действия. Благодаря этому были выиграны такие сражения, как знаменитое Ледовое побоище 1242 г., Куликовская битва 1380 г. и др. Эти замечательные победы явились результатом совместных усилий конных и пеших воинов, которые сражались тем самым несложным оружием и имели на себе те незамысловатые доспехи, которые можно увидеть в витринах этого зала.

ВИТРИНА № 1

В экспозиции витрины представлены многочисленные образцы древнего оборонительного вооружения. О том, как было вооружено русское войско в XVI и XVII вв., красноречиво говорят архивные документы того времени. Все предметы вооружения и брони были индивидуальны и разнообразны по виду. Трудно было найти два, а еще реже три совершенно одинаковых шлема, ружья, сабли, копья и т. п. Оружие и оборонительное вооружение не имели стандарта. Разнохарактерность и многообразие этого вооружения русских воинов отличают и экспозиции витрины.

Замечательна коллекция шлемов, охватывающая период в несколько столетий. Самый ранний предмет — шлем Ярослава Всеволодовича, отца Александра Невского (Точная дата изготовления шлема Ярослава Всеволодовича пока не установлена. Предполагают, что он выполнен значительно ранее 1216 г.). Шлем был найден на берегу реки Колокши, где в 1216 г. происходила междоусобная битва суздальцев с новгородцами. Поверхность его украшена чеканным, частично золочёным серебром. На шлеме имеется надпись, которая говорит о принадлежности его Ярославу Всеволодовичу.

Не менее интересен другой шлем, по всей вероятности византийской работы. Это так называемый шлем с деисусом т. е. с изображением святых — Богоматери, Христа и Иоанна Крестителя. Шлем имеет конусообразную форму, поверхность его отполирована и покрыта замечательной ажурной сеткой-орнаментом из тончайшей серебряной проволоки. Техника работы и некоторые другие признаки позволяют его отнести к ХШ в.

Для шлемов XIV и XV вв. характерна вытянутая стрельчатая форма. Обычно они заканчиваются тонким высоким шпилем, к которому иногда в древнее время прикреплялся еловец, или ярко-красный флажок. Одним из шлемов такого типа является шлем малолетнего царевича Ивана Ивановича — старшего сына Ивана Грозного, который был смертельно ранен отцом 16 ноября 1581 г. На шлеме имеется надпись, в которой говорится о том, что он был изготовлен по указу Ивана Грозного в 1557 г., когда царевичу было всего четыре года.

Иногда шлемы выполнялись по заказу специально для подарка. Таков, например, шлем западной работы XVI в. Он выкован из двух листов железа, склепанных вместе, украшен тонкой художественной чеканкой, изображающей подвиги Геркулеса. По работе этот шлем приписывают замечательному итальянскому мастеру из Милана конца XVI в. Лучио Пиччинино. Шлем был подарен царю Федору Ивановичу польским королем Сигизмундом III и привезен в Москву послом короля Павлом Сапегой в 1591 г.

До появления на Руси огнестрельного оружия русский шлем носили на голове со специальным кольчужным ожерельем, или бармицей (Бармица, б а р м ы — оплечье или воротник), которая хорошо защищала от холодного оружия и стрел. Три совершенно уникальных кольчужных ожерелья представлены в витрине.

Оборонительное вооружение — кольчуги, панцири, бахтерцы, юшманы, зерцала также были крайне разнообразны и отличались своей формой, весом, украшениями и способами изготовления.

Наиболее древним видом оборонительного вооружения является кольчуга, т. е. рубашка, сплетенная из нескольких тысяч мелких железных колец. Вес кольчуг доходил до 17 кг. Некоторые кольчуги имеют интересную историю. Например, кольчуга, принадлежавшая воеводе времени Ивана Грозного Петру Ивановичу Шуйскому, который был убит под Оршей в 1564 г., после его смерти поступила в имущество царя, а позднее была пожалована Ермаку. Как предполагает историк С. В. Бахрушин, после смерти Ермака она была вновь возвращена в Москву и поступила в имущество царской казны.

Разновидностью кольчуги является байдана — доспех в виде рубашки, сплетенной из плоских, крупных железных колец. Поверхность колец украшалась орнаментом, а иногда и надписями. На кольцах байданы, принадлежавшей царю Борису Годунову, имеется славянская надпись: «С нами бог, никто же на ны». Этот доспех — единственный образец байданы в обширном собрании Оружейной палаты.

Другим видом кольчатого доспёха является панцирь. Он отличается от кольчуги тем, что значительно легче ее и сплетен из более мелких колец. Вес панциря — от 6 до 10 кг.

Кольчуги и байданы собрались из клепаных й цельных железных колец, панцири — только из клепаных мелких колец, количество которых доходило иногда до 50 тысяч.

В XVII в. относительно большое распространение имели доспехи, собранные из металлических пластин и колец. К ним относятся бахтерцы, юшманы и зерцала.

Бахтерец состоит из узких пластинок, наложенных одна на другую и соединенных между собой клепаными кольцами. Он очень эластичен и не стесняет движения воина. Для его изготовления требуется значительно меньше времени, чем для кольчуги или панциря. Наиболее интересным доспехом такого вида является бахтерец царя Михаила Романова, изготовленный мастером Оружейной палаты в1620 г. В старыхописях Царской казны он значится так: «Бахтерец Кононова дела». Возможно, что имеется в виду мастер КононМихайлов.

Юшман состоит также из колец и пластин, только значительно больших размеров — в 40 или 50 раз больше, чему бахтерца. Поверхность пластин обычноукрашалась надписями и орнаментом, выполненными припомощи чеканки, травления, золочения или серебрения.

Когда появилось огнестрельное оружие, пуля стала свободно пробивать металлический доспех. Поэтому кольчуги и панцири, а затем и другие виды доспехапостепенно начинит выходить из употребления илиприобретают характер парадной формы. Доспехи богато украшаются золотом, серебром, а иногда и драгоценными камнями.

Образцом парадного доспеха являются зерцала царей Михаила и Алексея Романовых работы мастеров Оружейной палаты Димитрия Коновалова, Никиты Давыдова и Григория Вяткина. Онисостоят из крупных пластин, украшенных чеканкой и золочением.

Производство металлических доспехов стоило очень дорого. Поэтому большая часть войска вооружалась более простым, примитивным доспехом, который состоял из матерчатой куртки и шапки, стеганной на вате или пакле. Такой доспех назывался тягиляем, или куяком. Образцами его являются шапки куячные, которые можно увидеть в витрине на манекенах в правой стороне воинской группы.

В древнее время на Руси было широко распространено различное холодное оружие: ударное — топоры, мечи, сабли, копья, рогатины и метательное (небольшие метательные копья) и стрелы.

Одним из древнейших предметов этого оружия является наконечник копья-рогатины тверского князя Бориса Александровича (1425—1461 гг.). Рогатина украшена серебром и гравировкой, на трубке ее изображены различные сюжеты, которые до сих пор не поддаются расшифровке. С такими рогатинами русские князья охотились на медведя. Эта рогатина появилась в Москве, по всей вероятности, в связи женитьбой московского великого князя Ивана III на дочери тверского князя Бориса Александровича Тверской.

Холодное оружие расположено в витрине отдельными группами. В одной группе собраны клевцы, или чеканы, которые являются одним из древнейших видов холодного оружия. Клевец имеет острый изогнутый клинок, насаженный перпендикулярно к рукоятке. Предназначался он для того, чтобы пробивать сплошную «скорлупу» металлических рыцарских доспехов, которые были распространены на Западе. Один из выставленных в витрине чеканов принадлежал князю Ф. А. Телятевскому (XVI в.), другой — В. И. Туренину-Оболенскому (XVI в.).

Древнейшей разновидностью ручного ударного холодного оружия являются боевые топоры. Боевой топор отличается от клевца широким, плоским лезвием, приспособленным для того, чтобы разрубать металлические доспехи.

В XVII в. топор теряет свое боевое назначение и становится парадным оружием, особенно широко распространенным на Востоке, в Турции и Иране. В экспозиции представлены парадные топоры русской работы XVII в. Поверхность их покрыта золотой насечкой, выполненной мастерами Оружейной палаты.

Пернач, или шестопер, также относится к холодному орудию. Он состоит изрукояти, на конце которой укреплены шесть или более поставленных на ребро перьев, или пластинок. Если таких пластинок шесть, то предмет называется щестопером, если больше — то перначом. Это оружие предназначалось первоначально для навесного ошеломляющего удара, а впоследствии стало парадным. В XVII в. стали изготовлять перначи с перьями из горного хрусталя или яшмы, с золотыми, украшенными драгоценными камнями рукоятками.

Булава является боевым ударным оружием. Она отличается от пернача тем, что на прямую рукоять насажено сплошное «яблоко» в виде шара. Как парадное оружие булава состояла на вооружении очень долго, почти в течение всего XVIII в.

Клевец, топор, пернач и булава в XVII в. были главным образом отличительными знаками командиров крупных войсковых соединений.

В экспозиции представлены булавы боярина князя Б. М. Лыкова, турецкой работы, и боярина И. Д. Милославского, работы московских мастеров XVII в. На «яблоке» последней булавы выгравированы изображения четырех стихий воды, огня, воздуха и земли. Поверхность «яблока» и рукоятки большинства булав украшены драгоценными камнями.

На страницу 2

К началу страницы



Hosted by uCoz