To display this page you need a browser with JavaScript support. Оружейная палата Кремля. Зал I ::: РЕСУРС "СЛАВЯНСКИЙ ВОПРОС"

Ресурс "Славянский вопрос"
::: на главную ::: в библиотеку :::

 


Н.В. Гордеев.
Оружейная палата Кремля. Зал I.
Приводится по книге «По Кремлю". М., 1960.

Страница 2 из 3

ВИТРИНА № 2

В этой витрине экспонируются образцы огнестрельного оружия работы русских, восточных и западных мастеров XVI—XVII вв. По ним можно проследить процесс развития ручного огнестрельного оружия, начиная от примитивного фитильного замка до скорострельных ружей с ударно-кремневым замком.

Родоначальниками нашей артиллерии были древние метательные машины — балисты, стрикусы и т. п., о которых часто упоминается в письменных источниках. Древних метательных машин не сохранилось. Имеется лишь их описание и изображение на миниатюрах. Но до наших дней дошли некоторые образцы снарядов этих машин.

В экспозиции представлены железные метательные стрелы — «болты самострельные». Они относятся к XII в., выкованы из железа, на одном конце имеют острие, а на другом плоские ребра в виде перьев.

Первое летописное известие об употреблении огнестрельного оружия на Руси относится к 1382 г. Образцами древней артиллерии являются железная кованая пищаль XV в. и небольшие пушки XVII в.

Ручное огнестрельное оружие появляется несколько позже артиллерийских орудий. Наиболее ранними ружьями явля ются фитильные. У первых таких ружей фитиль с искрой подносили к запальному отверстию рукой и воспламеняли заряд. Впоследствии была применена простая система фитильного замка, которая в XV в. получила широкое распространение, особенно на Востоке. Фитильный замок, благодаря простоте своего устройства, держался на огнестрельном оружии в течение нескольких столетий. Мастера Оружейной палаты почти не изготовляли парадных фитильных ружей для царской охоты. Однако такие ружья часто привозились в Москву как подарки с Востока и Запада.

Образцом фитильного оружия являются самопалы. Один из них принадлежал известному боярину и оружейничему времени Ивана Грозного Б. Я. Вельскому, который упоминается в документах с 1577 по 1610 г. Другой самопал был подарен боярином Б. И. Морозовым царю Михаилу Романову в 1623 г.

Ранние самопалы, как и почти все оружие этого периода, не имеют богатых украшений, отличаются простотой. Мастера уделяли главное внимание прочности ствола и устройству фитильного замка. Немецкие и голландские мушкеты с фитильными замками XVII в., наоборот, очень богато украшены инкрустацией из перламутра и слоновой кости. Такие мушкеты привозились в подарок русским царям из-за границы.

В XVI в. на Западе, в городе Нюрнберге появляется колесцовый кремневый замок. В нем применены некоторые элементы часового механизма: пружина, барабан, соединенный со стальным колесом огнива и цепь. Пружина замка, связанная цепью с колесом, заводится так же, как и у часов, специальным заводным ключом. Подобное колесо в пружинных часах и сейчас называется фузейным от слова фузея — ружье. В отличие от часов огнивное колесо заводится только на один оборот. На заведенное колесо накладывается кремень, или пирит, зажатый в курке. Огнивное колесо при спуске сильно вращается под действием пружины, стальной ребристой поверхностью трется о кремень и высекает искры. Искры зажигают порох, насыпанный на полке. Огонь проникает через затравочное отверстие в канал ствола и производит выстрел.

Колесцовый замок имел большие преимущества перед всеми другими замками, но сложная система его устройства, трудность разборки и сборки, частые осечки являлись его существенными недостатками. Колесцовый замок был очень сло< жен в производстве и дорог, поэтому на Руси в течение трех с половиной столетий он применялся главным образом на привозном охотничьем оружии.

Колесцовым замком снабжены аркебузы западной работы XVI—XVII вв. Почти одновременно с колесцовым в XVI в. на Востоке распространяется кремневый ударный замок. В этом замке кремень, зажатый в губы курка, под действием стальной пружины с силой ударял по стальному огниву. Извлеченные при резком ударе искры зажигали порох, насыпанный на огнивной полке. Такой замок был проще в изготовлении и более надежен в употреблении.

Наиболее ранними русскими ружьями с кремневыми ударными замками нужно считать ружья из монастырского арсенала Троице-Сергиевой лавры. Они применялись во время героической обороны лавры в начале XVII в.

В XVII в. русские оружейники вырабатывали первоклассные охотничьи ружья специально для потребностей русского двора. Каналы стволов у этих ружей не гладкие, как обычно, а нарезные; причем нарезы идут спирально по каналу ствола, как у современной винтовки. Поверхность стволов украшена чеканкой и золочением. Приклады богато отделаны инкрустацией из перламутра и слоновой кости. Среди этих ружей выделяются ружья и винтовки работы мастеров Оружейной палаты — Никифора Кобелева, Василия Карцева, Ивана Димитриева, Осипа Альферьева и многих других.

К концу XVII в. относятся два ружья, принадлежавшие Петру I. Об этом свидетельствует надпись, насеченная золотом на стволах. Одно ружье — так называемая «пищаль птичья» было изготовлено в 1688 г., другая пищаль — в 1692 г. Оба ружья отличаются превосходной работой и отделкой.

Образцом охотничьего оружия XVII в. работы мастеров Оружейной палаты является тяжелый штуцер-гигант, названный в старых описях «тюфяк». Он напоминает крепостное ружье, из которого из-за его большого веса (16 кг) стреляли только с упора. Ружье имеет кованый железный ствол, поверхность которого разделена на восемь ровных граней, украшенных гравировкой. На казенной части ствола вычеканена надпись. Возможно, что изготовил эту пищаль один из оружейников семьи Вяткиных. Это мощное нарезное оружие предназначалось для охоты на крупного зверя.

На стене витрины расположено знамя Большого наряда, т. е. русской артиллерии, 1654 г. Оно сшито из цветного зеленого шелка с желтой и черной каймой, расписано золотом и красками. По углам витрины стоят знамена Ермака 1581— 1582 гг. Они сделаны из простого холста, расписаны красками и расшиты цветными аппликациями.

ВИТРИНА № 3

В витрине показано парадное воинское вооружение первой половины XVII в.

Богатой отделкой отличается зерцальный доспех работы мастера Димитрия Коновалова, 1616 г. Поверхность его пластин украшена чеканкой и позолотой.

Характерным образцом парадного царского вооружения является усыпанный драгоценными камнями золотой саадачный прибор Большого наряда, т. е. налуч для лука и колчан для стрел, работы мастеров Оружейной палаты Ивана Попова, Авраама Юрьева и др. Он был изготовлен для царя в 1628 г.

В центре витрины находится сабля булатной стали (это особая оружейная сталь, отличающаяся большой прочностью, упругостью и остротой). Клинок прорезан ажурным кружевным орнаментом, расцвеченным золотом и серебром. На обушке клинка золотом насечена надпись, в которой говорится, что эта сабля была изготовлена мастером Оружейной палаты Илией Просвитом в 1618 г.

Прекрасной отделкой обращает на себя внимание парадный шлем царя Михаила Романова — «Шапка Ерихонская». Стальная поверхность шлема гладко отполирована и покрыта тончайшей золотой насечкой. Кроме того, шлем украшен драгоценными камнями — алмазами, рубинами и изумрудами. Золотые короны на шлеме и другие украшения выполнены мастерами Оружейной палаты, и в частности Никитой Давыдовым, в 1621 г.

В верхней части витрины находится огнестрельное оружие пищали работы мастеров Оружейной палаты XVII в. Стволы пищалей чеканные и золоченые, почти у всех нарезные, а приклады украшены инкрустацией из перламутра и слоновой кости.

На левой стороне стенда расположены сабли русской и иностранной работы. Особый интерес представляет сабля работы арабского мастера, о чем свидетельствует надпись на арабском языке: «Изделие... Касима из Каира». Сабля приналежала князю Ф. М. Мстиславскому, который упоминается в документах с 1529 по 1550 г. Эта сабля является характер ным образцом сабель XVI в. Она имеет массивный клинок с елманью, т. е. расширенной полосой на конце, большой рукоятью и ножнами из черной кожи, украшенными серебром. Вес клинка с рукоятью без ножен 1, 4 кг. Сабля почти в два раза тяжелее обычной.

Отдельно выставлены парадные царские сабли Большого наряда, употреблявшиеся обычно во время парадных царских выездов. Они богато украшены золотом, серебром и различными драгоценными камнями.

Большой скромностью отличаются сабли крупнейших полководцев начала XVII в.— Кузьмы Минина и Димитрия Пожарского. Сабля Кузьмы Захаровича Минина исключительно проста по оформлению. Клинок выполнен египетским мастером Ахмедом из Каира. Сабля князя Димитрия Михайловича Пожарского — персидской работы. На клинке надписи: «Султана Али», «Изделие Нури», «Сына Арисера».

На правой стороне витрины расположено парадное холодное оружие оригинальной формы — так называемые кончары. Это оружие в виде шпаги, приспособленное только для колющего удара. Клинок у него длинный, прямой, трех- или четырехгранный, с глубокими лунками, идущими во всю длину. Кончар почти в полтора раза длиннее обычной шпаги. Ножны и рукояти кончаров богато украшены драгоценными камнями и бирюзой.

Здесь же представлена коллекция пороховниц — коробочек для хранения и ношения пороха. Пороховницы обычно делались из рога животных, а иногда из перламутровой раковины. В XVII в. изготовлялись специальные патроны, где находились порох и пули. Патроны хранили в патронташах и лядунках, которые висели на перевязи.

ВИТРИНА № 4

В витрине можно увидеть доспехи и оружие второй половины XVII в.

В центре — зеркальный доспех работы русского мастера Григория Вяткина, 1670 г. Он был изготовлен в Оружейной палате при боярине и оружейничем Богдане Матвеевиче Хитрово. Доспех такого типа был последним, так как в конце XVII в. совершенно вышел из употребления и больше московскими мастерами не изготовлялся.

Большой интерес представляет саадачный прибор. Он изготовлен в Константинополе из золота и драгоценных камней специально для подарка русскому царю Алексею Михайловичу, о чем свидетельствует надпись. Саадак был привезен в Москву греческими купцами Иваном Юрьевым и Димитрием Астафьевым в 1656 г.

Ниже расположена сабля восточной работы. Рукоять и ножны сабли золотые, по лицевой стороне они усыпаны сплошь драгоценными камнями — алмазами, рубинами и изумрудами. Другая сторона ножен украшена тонким черневым рисунком высокохудожественной работы. Сабля была подарена «гостинной сотни купцом» Иваном Булгаковым царю Алексею Михайловичу 10 декабря 1656 г. На клинке сабли арабская надпись: «Проводи время во блаженстве». По тому времени сабля оценивалась очень высоко — в десятки тысяч золотых рублей.

Справа и слева стенда расположена богатая коллекция золотых булав и перначей. Из них особенно интересен пернач, подаренный царю Алексею Михайловичу персидским шахом Аббасом II в 1658 г. Он отлит из чистого золота, перья сплошные, а рукоять ажурная, прорезная. Вес пернача — 1,2 кг.

В XVII в. на Востоке были широко распространены плетеные тростниковые щиты, которые обычно богато украшались орнаментом, сплетенным из цветного шелка. Поверхность Щитов, кроме того, была усыпана драгоценными камнями. Несколько таких щитов привезено в Москву в подарок от греческих купцов Ивана Матвеева в 1650 г., Димитрия Астафьева — в 1654 г. и Юрия Иванова — в 1660 г.

Небольшая коллекция индийского оружия состоит из кинжалов с кривыми лезвиями. Они выкованы из булатной стали. Причудливую форму имеют малайские крисы с кривыми лезвиями.

В витрине выставлено также огнестрельное оружие — пищали работы мастеров Оружейной палаты. Среди них есть пищали, заряжающиеся с казенной части.

ВИТРИНА № 5

В этой витрине в основном представлены предметы, ранее находившиеся в Петровской Рюст-Камере, этом своеобразном музее, созданном Петром I из оригинальных отечественных н заграничных образцов. Кроме того, тут же находятся предметы, изготовленные на наших отечественных заводах — олонецких, сестрорецких, тульских.

Все экспонаты говорят о реорганизации русской армии, о введении новых единых образцов в огнестрельном и холодном оружии. Таковы, например, солдатские ружья времени Северной войны. Некоторые из них относятся к 1708 г., т. е. периоду, предшествовавшему знаменитому Полтавскому сражению, показавшему всему миру стойкость и непобедимость русской армии и превосходство русского оружия.

В центре экспозиции находится барельеф Петра I, выполненный из олова крупнейшим скульптором того времени Карлом Бартоломео Растрелли.

Под ним Петра I индийской работы. Рукоять его сделана из рога в виде чудовищного дракона, ножны выточены из черного дерева, покрыты тонкой художественной резьбой и украшены золотыми вставками. На лицевой стороне ножен прикреплен футляр, в котором находятся измерительные инструменты: циркуль, игла с обозначением нюрнбергского и венского дюйма, масштабная линейка с дюймами и со шкалой, показывающей относительный вес железах, свинцовых и каменных ядер.

Наверху расположено огнестрельное оружие начала XVIII в. Тут имеются широкоствольные мушкетоны, стрелявшие картечью; ручные мортиры, стрелявшие разрывными снарядами — гранатами, и солдатские пехотные ружья работы олонецких и тульских заводов.

В витрине представлены также предметы шведской работы барабаны, литавры, медные фанфары и трубы, колесцовые кремневые пистолеты и др. Это остатки трофеев, которые были захвачены русскими войсками после разгрома войск Карла XII под Полтавой.

Из отдельных предметов интересны серебряная булава с гербом шведского короля Густава Адольфа Вазы, шпага и охотничий прибор с вензелем Карла XII, библия, изданная в Стокгольме в 1700 г., с вензелем и портретом Карла XII. Экспозиция витрины рассказывает о периоде Великой Северной войны, характеризует вооружение русской армии и армии ее противника.

На страницу 1     На страницу 3

К началу страницы



Hosted by uCoz